|
Главные принципы, в соответствии с которыми разрабатывалась
авторская Программа по литературе для 5 - 11 классов:
- Системность прохождения программного материала.
Программа по литературе предусматривает поэтапное, соответсвующее ходу литературного развития,
прохождение материала - от фольклора и мифологии до литературы XX века. При этом знания,
полученные на каждой предыдущей образовательной ступени, оказываются востребованными на
всех последующих.
- Перемещение самого художественного текста с периферии
образовательного процесса в его центр, когда литературное
произведение, изучаемое на проблемно-эстетическом и типологическом уровне, становится главным
источником обретенных знаний.
- Востребованность полученных знаний на разных этапах
учебного процесса, когда понимание законов устной народной словесности, древнерусской литературы,
античного искусства и т. д. помогает осознать специфику позднейших художественных явлений.
- Воплощение в практику обучения развивающего принципа,
благодаря специфической организации работы с материалом, при которой знание становится итогом
решения множества микрозадач, поставленных в авторских эвристических программах, а развитие
творческих способностей учащихся опирается на интеллектуальную деятельность и особые
"интеллектуальные тренажеры" (логико-структурные схемы и таблицы, тесты, систему заданий,
интеллектуальные разминки, разнообразные обучающие письменные самостоятельные работы).
- Формирование необходимой образовательной среды, когда
конкретный художественный материал рассматривается в широком контексте - эстетическом (как
представляющий определенное художественное явление), типологическом (в его связях с эволюционными
процессами в их ретроспективе и перспективе), историческом (в связях отдельного художественного
произведения и эстетического явления с той или иной исторической эпохой)
Образовательный процесс на каждом его этапе обеспечивается научно-методическими
пособиями,
в которых запечатлен механизм осуществления программных установок, действующий
безотказно и позволяющий добиться запрограммированных результатов
в любой школе любым педагогом.
Некоторые приемы авторской технологии рассматриваются в статье учителя русского языка и литературы
Валентины Курчиной
"И вырвал грешный мой язык". Перевод иносказательного текста на язык логики
|
|