При всем изобилии и многообразии Программ по литературе и многочисленности "рецептов" по изменению сложившейся в школьном литературном образовании ситуации, последняя остается неизменной и в силу косных представлений о стратегии образовательного процесса в целом, и в связи с нерешённостью главной проблемы - организации работы с художественным текстом как таковым, поскольку в школе все еще в полной мере не осознается необходимость аналитической работы с текстом самого произведения и вторичность всех остальных остальных источников знания о предмете изучения.

Поэтому доктором филологических наук, профессором Б.С. Дыхановой была разработана новая, авторская технология обучения литературе в средней школе.

Актуальность предлагаемой образовательной системы в том, что разработанная технология при условии овладения ею и ее грамотного (то есть соответствующего авторским требованиям) использования на уроке позволяет искоренить вопиющие недостатки традиционного школьного обучения предмету, такие, как внеисторическое восприятие художественного текста, непонимание его эстетических законов и семантики художественных образов, поверхностные теоретические представления - недостатки, связанные с тем, что сегодня художественный текст вытеснен из образовательного процесса, подменяемый информацией о нем (в слове учителя, в учебниках и учебных пособиях, в дополнительной научной литературе). Принципы развивающего обучения здесь не декларируются, а осуществляются на деле в школьной реальности.

Новизна предлагаемой технологии обучения литературе заключается в том, что при ее применении:

  • художественный текст превращается в материал для обучения, т. е. художественное произведение перестает выполнять роль иллюстрации к слову учителя или автора учебника, а становится главным источником знания об основах литературоведения, о теории литературы, об авторе, его эпохе и т.д.;
  • вместо "личной педагогики", воплощающей индивидуальные подходы одаренных профессионалов (коих единицы), предлагается универсальная и в то же время строго ориентированная на конкретный уникальный художественный текст методика работы;
  • уничтожается извечный разрыв между историей литературы, теорией, культурологией и мировой литературой;
  • развитие устной и письменной речи возникает спонтанно в образовательном процессе, благодаря наличию своеобразных "тренажеров" - опорных логико-структурных схем и таблиц;
  • находит осуществление завет великих педагогов - обучая, воспитывать, так как в процессе обучения оказывается задействован личный опыт учащегося и достигается тот уровень понимания текста, при котором обеспечивается яркость эмоционального впечатления.

 

 

 

 

  • Актуальность
  • Принципы
  • Учебники
  • Результаты

  • На главную | Русский язык | Литература | Контакты | Карта сайта | Новости |