|
При всем изобилии и многообразии Программ по литературе и многочисленности "рецептов" по
изменению сложившейся в школьном литературном образовании ситуации, последняя остается неизменной
и в силу косных представлений о стратегии образовательного процесса в целом, и в связи с
нерешённостью главной проблемы - организации работы с художественным текстом как таковым,
поскольку в школе все еще в полной мере не осознается необходимость аналитической работы с
текстом самого произведения и вторичность всех остальных остальных источников знания о
предмете изучения.
Поэтому доктором филологических наук, профессором Б.С. Дыхановой была разработана новая,
авторская технология обучения литературе в средней школе.
Актуальность предлагаемой образовательной системы в том, что разработанная технология
при условии овладения ею и ее грамотного (то есть соответствующего авторским требованиям)
использования на уроке позволяет искоренить вопиющие недостатки традиционного школьного обучения
предмету, такие, как
внеисторическое восприятие художественного текста,
непонимание его эстетических законов и семантики художественных образов,
поверхностные теоретические представления
- недостатки, связанные с тем, что сегодня художественный текст вытеснен из образовательного
процесса, подменяемый информацией о нем (в слове учителя, в учебниках и учебных
пособиях, в дополнительной научной литературе). Принципы развивающего обучения здесь не
декларируются, а осуществляются на деле в школьной реальности.
Новизна предлагаемой технологии обучения литературе заключается в том,
что при ее применении:
- художественный текст превращается в материал для обучения, т. е.
художественное произведение перестает выполнять роль иллюстрации к слову учителя или автора
учебника, а становится главным источником знания об основах литературоведения, о теории литературы,
об авторе, его эпохе и т.д.;
- вместо "личной педагогики", воплощающей индивидуальные подходы одаренных профессионалов
(коих единицы), предлагается универсальная и в то же время строго ориентированная на конкретный
уникальный художественный текст методика работы;
- уничтожается извечный разрыв между историей литературы, теорией, культурологией и
мировой литературой;
- развитие устной и письменной речи возникает спонтанно в образовательном процессе, благодаря
наличию своеобразных "тренажеров" - опорных логико-структурных схем и таблиц;
- находит осуществление завет великих педагогов - обучая, воспитывать, так как в процессе
обучения оказывается задействован личный опыт учащегося и достигается тот уровень понимания
текста, при котором обеспечивается яркость эмоционального впечатления.
|
|